«Перевал», литературная группа, возникшая в Москве в конце 1923 при журнале «Красная новь». Эстетическая платформа «П.» оформилась к концу 20-х гг. Теоретики «П.» Д. А. Горбов и А. З. Лежнев, развивая некоторые идеи книги А. К. Воронского «Искусство видеть мир» (1928) — о творческом акте как процессе «снятия покровов», о «непосредственных» впечатлениях как основе художественного творчества — выдвинули принципы «искренности» и интуитивизма («моцартианства») творчества. Эти принципы находили художественное воплощение в творчестве М. Барсукова, Н. Н. Зарудина, П. В. Слётова, отчасти И. И. Катаева, одного из наиболее значительных писателей «П.». Идеалистические тенденции в теории и практике «П.» отражали идейную неустойчивость некоторых кругов интеллигенции 20-х гг. В то же время они были реакцией на вульгаризаторство рапповцев (см. РАПП), «рационализм» лефовцев (см. Леф) и конструктивистов (см. Конструктивизм). В связи с резкой критикой «П.», усилившейся в начале 30-х гг., групп