Тематизм в музыке — пользование той же темою в обширном музыкальном сочинении, причем тема проводится не только в одной, но и во многих частях сочинения, в измененном или в основном виде. Например, в Девятой симфонии Бетховена главная тема последней части симфонии появляется и в предыдущих частях, но в неполном и несовершенном виде; в четвертой симфонии d-moll Шумана тема интродукции является в третьей части симфонии, вторая тема романса — в скерцо. Образчиком весьма удачного Тематизм в музыке служит первый фортепианный концерт Листа. Тематизм в музыке существует не только в инструментальной музыке, но и в опере. Тематизм в музыке — прием далеко не новый: он встречается уже у Гретри в опере "Ричард Львиное Сердце", где тема Ричарда эпизодически проходит через всю оперу. Многими, однако, он приписывается Вагнеру, у которого система Тематизм в музыке доведена до крайней степени. Тематизм в музыке в опере пользовались и пользуются в настояще