Винтовые суда
— те, у которых двигателем служит гребной винт; таково большинство морских пароходов и все боевые военные суда. В море колесные суда представляют то главное неудобство, что при боковой качке одно колесо почти совсем уходит в воду, а другое оголяется и управление судном становится весьма затруднительным, работа машины неравномерною; для избежания ее поломок надо уменьшать ход, а тогда корабль не выгребает против ветра, так как кожухи представляют большую парусность. На военных судах колеса и их вал, помещаясь над водою, совершенно открыты неприятельским выстрелам. Гребной винт помещается на конце вала, идущего вдоль судна в подводной части; самый винт тоже вполне погружен в воду; машина занимает меньше места по высоте и может быть сделана гораздо компактнее машины для колесного парохода, ибо винт делает гораздо большее число оборотов, нежели колесо. Таким образом, на военных судах винт скрыт от выстрелов под водою, машина же, помещаясь вся в п